- Главная
- Вентиляция
- 🏬 Вентиляция магазина
Уровень комфорта в коммерческих помещениях напрямую связан с лояльностью клиентов. Если вентиляция магазина неудовлетворительная, в торговой точке душно, слишком жарко или холодно, покупатели будут разбегаться. Для предприятий сферы торговли микроклимат в помещении играет такую же важную роль, как ассортимент или цена. Какой должна быть вентиляция торговых помещений? Поговорим об этом в статье.
Для начала рассмотрим, какую роль играет система вентиляции в принципе.
В любом помещении, где находится человек, вентсистема должна поддерживать оптимальное количество углекислого газа в воздухе. Другие показатели вторичны, так как вытекают из этого, самого важного фактора. В помещении, где накапливается CO₂, будет повышаться уровень относительной влажности, а там, где есть влага и застоявшийся воздух с двуокисью углерода — будут запахи.
Торговые помещения — это не склады, где в приоритете хранение продукции. В магазинах любого формата необходимо обеспечить комфортное пребывание персонала и посетителей.
Таким образом, вентиляция должна гарантировать полноценный воздухообмен, в который закладывается:
поддержание оптимального уровня CO₂;
поддержания нормального влагосодержания;
утилизация запахов.
Далее поговорим о более конкретных требованиях, которым должна отвечать вентиляция магазина.
Требования к вентсистемам торговых помещений и нормы для систем вентиляции магазинов содержатся ДБН В.2.2-23:2009 Дома и сооружения ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ.
Рассмотрим отдельные аспекты, высветленные в этом нормативном документе.
1. Начнем с основного. В любом торговом помещении системы вентиляции и кондиционирования должны обеспечивать гигиенические требования относительно температуры, относительной влажности и движения воздуха, кратности воздухообмена и содержания химических веществ на уровне предельно допустимых концентраций.
2. Проектирование вентиляции в зданиях с предприятиями розничной торговли выполняется согласно СНиП 2.04.05. Системы кондиционирования воздуха проектируются по заданию проектирования.
3. Вентиляцию и кондиционирование воздуха в торговых залах магазинов необходимо рассчитывать исходя из площади 6 кв.м на человека в магазинах:
мебельных,
музыкальных,
книжных,
спортивных,
ювелирных,
аудио-, видео-, бытовой и оргтехники.
В других магазинах принимают при расчете 5 кв.м на человека.
4. При проектировании приточно-вытяжной вентиляции расход по вытяжке для магазина и по притоку должен быть одинаковым.
5. Для магазинов, встроенных или пристроенных к жилым домам, регулируются допустимые уровни шума от вентиляционных систем. Принимаются показатели на 5 дБА ниже соответствующих гигиенических норм для ночного периода в жилых помещениях.
6. Магазины в подземных этажах домов или в других помещениях ниже уровня земли должны иметь системы механической приточно-вытяжной вентиляции. Она устанавливается независимо от площади торгового зала. Воздухообмен для помещений таких магазинов определяется по расчету, однако не меньше чем 30 кубометров на одного покупателя и 60 кубов на одного работника.
7. Системы вентиляции и кондиционирования проектируются таким образом, чтобы избежать дополнительного увлажнения (конденсации, капиллярности, затекания вод и т.п.). Такая влажность может вызвать грибок и плесень, что недопустимо в любом помещении, коммерческом или жилом.
8. Если в торговом зале отсутствует естественное освещение, в нем обязательно должны быть системы дымоудаления (положение регулируется СНиП 2.04.05).
9. Системы вентиляции магазинов, встроенные в дома другого назначения или пристроенные к ним, следует проектировать отдельными от систем вентиляции этих домов.
10. Если продажа продовольственных и непродовольственных товаров предполагается в разных залах одного магазина, системы вентиляции этих залов должны быть раздельными.
11. В залах, где продаются товары бытовой химии, рециркуляция (перемешивание воздуха) не допускается.
12. Приточные вентиляционные системы помещений, оборудованные вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, рекомендуется проектировать с утилизаторами тепла вытяжного воздуха.
К расчету и проектированию вентсистемы нужно приступать после того, как вы определились, какая именно вентиляция магазина у вас будет. Имеет значение не только мощность системы, но и воздухораспределение.
Концептуальное решение влияет на подбор оборудования, в частности, проект содержит информацию:
о местах подачи и забора воздуха,
о трассировке воздуховодов (продолжительности трассы),
об элементах установки и их давлении,
о расходе воздуха,
о нагревательных и охладительных элементах,
о наличии системы рекуперации,
о наличии водяных или электрических теплообменников.
И разумеется, оборудование не будет подбираться, пока не станет ясно, какое количество воздуха мы будем подавать в конкретную зону, по людям или по кратности.
Команда Alter Air может создать проект вентиляции для магазина любой типа. Оставьте заявку на консультацию, чтобы приступить к сотрудничеству.
В продуктовых магазинах, как правило, есть теплопоступления от холодильников и других элементов. В холодильной секции может понадобиться дополнительное оборудование, чтобы подавлять это тепло.
Как правило, в непродовольственных магазинах нет тепло- и холодопоступлений, которые нужно учитывать в проекте. Однако, в некоторых торговых помещениях могут храниться строительные материалы или лакокрасочная продукция, которые требуют особых условий по влажности или циркуляции воздуха.
Также влажность может быть «врагом» товаров в книжных и музыкальных магазинах.
В каждом конкретном проекте обсуждаются эти нюансы, и подбирается решение, которое обеспечит оптимальный микроклимат.
Варианты реализации вентсистем могут отличаться в зависимости от площади торговых помещений. Для больших торговых центров в 90% случаев ставятся центральные установки 2 в 1 большой мощности — обеспечивающие и вентиляцию, и кондиционирование.
Такая система подает воздух по всем торговым точкам в нужном объеме и одновременно охлаждает. Она оперирует огромными объёмами воздуха — 20, 40 тысяч кубометров и больше. Рассчитывается данная система вентиляции магазина достаточно стандартно: кондиционирование — по теплопритокам, вентиляция — по нормам ДБН.
Плюсы такого решения для вентиляции супермаркетов или торговых центров:
огромная производительность;
высокая энергоэффективность;
располагаются на крышах или возле здания — могут работать в любых условиях, и окружающая среда на работоспособность не влияет;
легкое централизованное управление;
много небольших систем в конечном итоге будут стоить дороже.
Минус только один — если такая установка останавливается, во всем здании не будет холода и свежего воздуха.
Для меньших магазинов решение подбирается зависимо от квадратуры — вентустановка нужной мощности и отдельная система кондиционирования (кассетные, канальные, настенные или другие типы кондиционеров).
В данном сегменте коммерческой недвижимости просто невозможно навскидку определить стоимость систем. Так вентиляция торгового зала продуктового супермаркета или магазина одежды будет отличаться. Для огромного торгового центра и для крошечного бутика также понадобятся кардинально разные подходы и разное оборудования.
В конечном итоге цена будет зависеть от инженерного решения, объема воздуха, который должна передавать установка, бренда и т. д.
Специалисты Альтер Эйр подберут для вас оборудование по проекту — в соответствии с вашим бюджетом и потребностями.