- Главная
- Вентиляция
- 🏬 Вентиляция магазина
Уровень комфорта в коммерческих помещениях напрямую связан с лояльностью клиентов. Если вентиляция магазина неудовлетворительная, в торговой точке душно, слишком жарко или холодно, покупатели будут разбегаться. Для предприятий сферы торговли микроклимат в помещении играет такую же важную роль, как ассортимент или цена. Какой должна быть вентиляция торговых помещений? Поговорим об этом в статье.
Для начала рассмотрим, какую роль играет система вентиляции в принципе.
В любом помещении, где находится человек, вентсистема должна поддерживать оптимальное количество углекислого газа в воздухе. Другие показатели вторичны, так как вытекают из этого, самого важного фактора. В помещении, где накапливается CO₂, будет повышаться уровень относительной влажности, а там, где есть влага и застоявшийся воздух с двуокисью углерода — будут запахи.
Торговые помещения — это не склады, где в приоритете хранение продукции. В магазинах любого формата необходимо обеспечить комфортное пребывание персонала и посетителей.
Таким образом, вентиляция должна гарантировать полноценный воздухообмен, в который закладывается:
поддержание оптимального уровня CO₂;
поддержания нормального влагосодержания;
утилизация запахов.
Далее поговорим о более конкретных требованиях, которым должна отвечать вентиляция магазина.
Требования к вентсистемам торговых помещений и нормы для систем вентиляции магазинов содержатся ДБН В.2.2-23:2009 Дома и сооружения ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ.
Рассмотрим отдельные аспекты, высветленные в этом нормативном документе.
1. Начнем с основного. В любом торговом помещении системы вентиляции и кондиционирования должны обеспечивать гигиенические требования относительно температуры, относительной влажности и движения воздуха, кратности воздухообмена и содержания химических веществ на уровне предельно допустимых концентраций.
2. Проектирование вентиляции в зданиях с предприятиями розничной торговли выполняется согласно СНиП 2.04.05. Системы кондиционирования воздуха проектируются по заданию проектирования.
3. Вентиляцию и кондиционирование воздуха в торговых залах магазинов необходимо рассчитывать исходя из площади 6 кв.м на человека в магазинах:
мебельных,
музыкальных,
книжных,
спортивных,
ювелирных,
аудио-, видео-, бытовой и оргтехники.
В других магазинах принимают при расчете 5 кв.м на человека.
4. При проектировании приточно-вытяжной вентиляции расход по вытяжке для магазина и по притоку должен быть одинаковым.
5. Для магазинов, встроенных или пристроенных к жилым домам, регулируются допустимые уровни шума от вентиляционных систем. Принимаются показатели на 5 дБА ниже соответствующих гигиенических норм для ночного периода в жилых помещениях.
6. Магазины в подземных этажах домов или в других помещениях ниже уровня земли должны иметь системы механической приточно-вытяжной вентиляции. Она устанавливается независимо от площади торгового зала. Воздухообмен для помещений таких магазинов определяется по расчету, однако не меньше чем 30 кубометров на одного покупателя и 60 кубов на одного работника.
7. Системы вентиляции и кондиционирования проектируются таким образом, чтобы избежать дополнительного увлажнения (конденсации, капиллярности, затекания вод и т.п.). Такая влажность может вызвать грибок и плесень, что недопустимо в любом помещении, коммерческом или жилом.
8. Если в торговом зале отсутствует естественное освещение, в нем обязательно должны быть системы дымоудаления (положение регулируется СНиП 2.04.05).
9. Системы вентиляции магазинов, встроенные в дома другого назначения или пристроенные к ним, следует проектировать отдельными от систем вентиляции этих домов.
10. Если продажа продовольственных и непродовольственных товаров предполагается в разных залах одного магазина, системы вентиляции этих залов должны быть раздельными.
11. В залах, где продаются товары бытовой химии, рециркуляция (перемешивание воздуха) не допускается.
12. Приточные вентиляционные системы помещений, оборудованные вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, рекомендуется проектировать с утилизаторами тепла вытяжного воздуха.
К расчету и проектированию вентсистемы нужно приступать после того, как вы определились, какая именно вентиляция магазина у вас будет. Имеет значение не только мощность системы, но и воздухораспределение.
Концептуальное решение влияет на подбор оборудования, в частности, проект содержит информацию:
о местах подачи и забора воздуха,
о трассировке воздуховодов (продолжительности трассы),
об элементах установки и их давлении,
о расходе воздуха,
о нагревательных и охладительных элементах,
о наличии системы рекуперации,
о наличии водяных или электрических теплообменников.
И разумеется, оборудование не будет подбираться, пока не станет ясно, какое количество воздуха мы будем подавать в конкретную зону, по людям или по кратности.
Команда Alter Air может создать проект вентиляции для магазина любой типа. Оставьте заявку на консультацию, чтобы приступить к сотрудничеству.
В продуктовых магазинах, как правило, есть теплопоступления от холодильников и других элементов. В холодильной секции может понадобиться дополнительное оборудование, чтобы подавлять это тепло.
Как правило, в непродовольственных магазинах нет тепло- и холодопоступлений, которые нужно учитывать в проекте. Однако, в некоторых торговых помещениях могут храниться строительные материалы или лакокрасочная продукция, которые требуют особых условий по влажности или циркуляции воздуха.
Также влажность может быть «врагом» товаров в книжных и музыкальных магазинах.
В каждом конкретном проекте обсуждаются эти нюансы, и подбирается решение, которое обеспечит оптимальный микроклимат.
Варианты реализации вентсистем могут отличаться в зависимости от площади торговых помещений. Для больших торговых центров в 90% случаев ставятся центральные установки 2 в 1 большой мощности — обеспечивающие и вентиляцию, и кондиционирование.
Такая система подает воздух по всем торговым точкам в нужном объеме и одновременно охлаждает. Она оперирует огромными объёмами воздуха — 20, 40 тысяч кубометров и больше. Рассчитывается данная система вентиляции магазина достаточно стандартно: кондиционирование — по теплопритокам, вентиляция — по нормам ДБН.
Плюсы такого решения для вентиляции супермаркетов или торговых центров:
огромная производительность;
высокая энергоэффективность;
располагаются на крышах или возле здания — могут работать в любых условиях, и окружающая среда на работоспособность не влияет;
легкое централизованное управление;
много небольших систем в конечном итоге будут стоить дороже.
Минус только один — если такая установка останавливается, во всем здании не будет холода и свежего воздуха.
Для меньших магазинов решение подбирается зависимо от квадратуры — вентустановка нужной мощности и отдельная система кондиционирования (кассетные, канальные, настенные или другие типы кондиционеров).
В данном сегменте коммерческой недвижимости просто невозможно навскидку определить стоимость систем. Так вентиляция торгового зала продуктового супермаркета или магазина одежды будет отличаться. Для огромного торгового центра и для крошечного бутика также понадобятся кардинально разные подходы и разное оборудования.
В конечном итоге цена будет зависеть от инженерного решения, объема воздуха, который должна передавать установка, бренда и т. д.
Специалисты Альтер Эйр подберут для вас оборудование по проекту — в соответствии с вашим бюджетом и потребностями.
Вентиляция торговых помещений рассчитывается согласно с нормами ДБН. Расчет проводится по количеству человек (персонала и посетителей), которые находятся в магазине, а также по теплопоступлениям.
Проект вентиляции магазина в жилом доме обязательно должен предусматривать выброс воздуха выше конька кровли. То есть, отдельный вентиляционный канал выводится на крышу здания. Это делается, чтобы отработанный воздух не выбрасывался под окна квартир.
Когда в магазинах открываются раздвижные двери, в помещение попадает холодный воздух. Зимой это могут быть большие объемы, которые влияют на микроклимат помещения и энергоэффективность системы отопления. Тепловые завесы отсекают эти холодопоступления теплым потоком воздуха.
Для заказа оптимального проекта, оставьте заявку на сайте
Отправляйте ваши вопросы через эту форму, мы обязательно на них ответим
Сергей МазурИнженер-проектировщик
Оставьте свои данные, и наши менеджеры свяжутся с Вами в течение 10 минут
Отправьте информацию по своему объекту и специалисты Альтер Эйр подберут оптимальное инженерное решение. Мы обязательно свяжемся с Вами в ближайшее время и проговорим все нюансы, чтобы точно понять Ваши потребности и предпочтения. Рекомендуем сразу прикрепить план Вашего помещения - это упростит и ускорит процесс коммуникации, ведь инженер сможет провести консультацию не вслепую, а сразу по визуальному восприятию Вашего дома или квартиры.
Сергей МазурИнженер-проектировщик